читать дальшеСовершенно подростковая вещь - может, этим и объясняется популярность: кто-то смотрел фильм в юности и именно тогда его полюбил, а кто-то, гм, дальше юности никуда не развился.
Если речь не идет о медицинских проблемах типа депрессии (у главгера медицинская проблема бесспорна, но там же куча людей и помимо него), ты не переживаешь сложный переходной возраст, и при этом тебе по-прежнему кажется, что этот мир тебе не подходит, то (по моей версии в устном обсуждении) ты просто не умеешь им пользоваться, или, выражаясь проще (по версии Андрея), это не в мире проблема, это ты мудак.
Есть, конечно, внешние обстоятельства, действительно отравляющие жизнь: войны, катастрофы, болезни и т.д. Но если ты - молодой и более-менее здоровый мужчина, имеющий образование и деньги, живущий в цивилизованной стране, причем в крупном городе, да еще и не обремененный иждивенцами, то перед тобой практически все возможности этого мира. Ну, то есть коллекционировать личные яхты, конечно, ты вряд ли сможешь, но в целом...
Вот ситуация главного героя, например (да, потом он сошел с ума, но он же сам поставил себя в обстоятельства, от которых сошел с ума). Ключевая проблема: у него есть работа, которая не доставляет радости (и доставляет чувство вины, я бы сказала), и есть зарплата, с которой он не знает, что делать. Причем зарплаты этой хватает, чтобы так просто по приколу покупать _мебель_.
(Я выросла в бедности, с моей точки зрения мебель покупают не чаще чем раз в десять лет и только в случае крайней необходимости, моей месячной зарплаты не хватит, чтобы купить, например, диван - поэтому с моей точки зрения это офигенный доход.)
Итак, у героя есть проблема, а у проблемы есть ровно два варианта решения. Вариант первый: бросаешь нелюбимую работу, находишь что-то более привлекательное. Если там будут меньше платить - не беда, деньги-то все равно тупо лишние. Иждивенцев у героя, как уже было сказано, нет, жены, которая будет пилить, нет, и даже родственников то ли нет, то ли они слабо им интересуются - никто не будет капать на мозги, что, мол, как так можно. Если придется переехать - не беда, тебя же все равно ничего в этом городе не держит. Если для новой работы надо сначала учиться - вообще замечательно! Идешь учиться: на несколько лет вперед ты обеспечен целью в жизни.
Второй вариант: терпишь работу, но тратишь деньги на что-то интересное. Не хватает адреналина? Прыгай с парашютом! Или вон хоть на американских горках каких-нибудь катайся, вместо того, чтоб на дороге хулиганить. Охота ощутить себя настоящим мужиком? Иди на те же единоборства или в качалку, например. Нет ощущения, что делаешь что-то важное и нужное? Займись волонтерством; да хотя бы для начала кровь сдай или перечисли денег в фонд чего-нибудь! Для совмещения с потребностью в адреналине - займись волонтерством в экстремальных условиях, где-нибудь в зоне боевых действий, например. Бесит городская культура и видимая бессмысленность собственной работы? Купи себе ферму где-нибудь в провинции и вкалывай там. Благоустроенная жизнь скучна и пресна? Купи себе развалюху типа той, что в фильме, и отстрой ее своими руками, как сам захочешь. И кстати, к первому варианту: "На наш век не выпало великой войны"? Иди в армию! Можно подумать, американская армия не воюет никогда. Не дотягиваешь до армии по физическим параметрам? Тренируйся - опять-таки, на некоторое время ты обеспечен целью в жизни.
И это я ничего не говорю о деятельности, для которой требуется какой-нибудь талант. Хотя, если покопать, могли у него быть и таланты. Продавал бы реально мыло ручной работы, чем не вариант Это я, конечно, шучу, но к химии там явная склонность, можно было бы поискать ей применение. И вообще, даже если главгер, предположим, не способен ни на какую творческую деятельность - что, из всей этой толпы мужиков не было ни одного, умеющего рисовать картины, писать стихи или играть на гитаре? Да ну.
Да, и еще: твой психотерапевт ни хрена тебе не помогает? Найди другого психотерапевта!
Ну все же, блин, решаемо!
Но нет, это же все так сложно. Это же не человек виноват, что живет жизнью, которая его не устраивает - это общество не желает под него подлаживаться. Зачем в нем модно то, что этому конкретному человеку не интересно? Печальбеда.
Вот я и говорю - подростки.
Наверное, именно это в принципе раздражает меня в критике современного общества. Никто, блин, НИКТО не заставляет никого делать что бы то ни было! Ну, кроме как соблюдать законы и платить налоги, конечно. Заставлять - это к тоталитаризму, ага. Никто вас не расстреляет и не посадит, если вы не будете покупать модные вещи, не будете следовать модным увлечениям, не будете брать кредиты, не будете получать большую зарплату, если она вам не нужна, и т.д. Даже особо сильно осуждать никто не будет - окружающим тупо не до того. Откуда вообще у людей в головах берется идея, что надо быть как все? И что если такая жизнь некомфортна, то менять надо не себя, а сразу всех, чтобы "как все" стало удобно лично для тебя?
Кстати, хочу заметить: все эти мысли начали приходить мне в голову, когда мужики на экране еще занимались не разрушением, а только саморазрушением. Ну то есть вы догадываетесь, как я отношусь к дальнейшим их действиям.
Андрей говорит: проблема таких людей в том, что они не умеют делать выбор. Я не согласна. Проблема в том, что они боятся отступать от единожды принятого решения. То есть вот некто в восемнадцать лет решил, например, что пойдет учиться на такую-то специальность - и все, и жизнь определена раз и навсегда. Поменять что-то в тридцатник? Да ну. Так не положено.
P.S. Кстати, мне вот толкали, что это манифест, протест против общества потребления и т.д. Это, несомненно, протест против общества потребления (хотя я уже написала, что я о таких протестах думаю), но, по-моему, не только. Это еще протест против традиционного представления о Настоящем Мужике. Не зря же все начинается с мужчин, больных раком яичек. И Боб, играющий в сюжете важную роль - он же не просто так болен, а потому, что был _бодибилдером_. И не зря подчеркивается, что драки в клубе - не ради победы. И вообще в сюжете женщин нет, кроме Марлы - которая, кстати, вообще является травмирующим фактором.
И да, зарплата, квартира, машина и т.д. - тоже ж традиционный атрибут Настоящего Мужика. Иначе типа что ж он за мужик, ага.
P.P.S. Еще мы тут пришли к выводу, что главгер - сильно задавленный уретральник и бессонница у него на этой почве. Ну посмотрите на Тайлера - ну уретральник же. Никаких рамок и тормозов, блин, и потрясающие лидерские качества - чтобы люди шли за тобой на ТАКОЕ, не задавая вопросов...
Так вот, я пыталась понять, почему Марла делает главгеру настолько плохо (ведь это после нее он совсем плывет крышей). Сначала мне показалось, что это проблема, тоже связанная с образом Настоящего Мужика - типа она же видела его слабость (знает же, почему он ходит по группам). Но потом я врубилась: Марла - тоже уретральник, причем в ней, в отличие от главгера, это проявляется. Вы посмотрите на это стихийное бедствие. У нее тоже не все в порядке (суицидально обусловленное поведение вообще однозначно свидетельствует, что что-то не в порядке), но она хотя бы не подавляет эту часть своей личности до конца. А может, вообще давит что-то другое, а не уретральность - хрен ее знает.
Поэтому получается, ну, как если бы жирный задрот встретил бодибилдершу, причем еще и запал на нее.
Плюс Андрей тут добавляет, что задавленная уретральность запросто вылазит в виде половой дисфункции. Иначе вообще непонятно, откуда у мужика тридцати лет от роду, не уродливого, не бедного, такие комплексы по этой части, чтобы передоверять занятия сексом своему второму "я".